Мой опыт.

На этой странице будет описание моей концепции мира и психологического отношения ко всему существующему в нём.

Скажу честно, что я, конечно же, не Гуру, не Учитель (функционирую в обеих противоположностях — то есть «ученик-учитель»). Более того — 2020й год был очень непростым для меня, не все уроки прошёл идеально и не в лучшей внутренней форме вышел из кризиса. Но, всё же, считаю, что поделиться есть чем.

Немного для интриги. С определённой точки зрения мир изначально устроен правильно и чётко функционирует, в нём нет ничего лишнего. Чем ближе к Истине, тем больше в сознание приходит того, что помогает относиться к существующему без внутреннего неприятия.

Информация преподносится не в виде форума и без комментариев, потому как такая форма видится наиболее конструктивной. Несколько лет был модератором форума, где основной целью является обсуждение тонкостей духовного развития, но слишком много наносного появляется при функционировании таких площадок, поэтому решил, что форма «вопрос-ответ» будет менее хлопотной и более конструктивной. Тем более, что и времени свободного у меня не очень много, и сайт этот — мой первый опыт администратора. Быть может, со временем и будут внесены какие-либо изменения.

Если возникнут вопросы к изложенной мной информации, размещайте вопросы в разделе «Вопросы» в окне для комментариев.

Вопросы будут видны только мне. По мере возможностей и в зависимости от конструктивности их изложения буду отвечать в разделе «Ответы на вопросы».

***

1. Значимость мировоззрения в изменении внутреннего мира человека.

Как уже излагал, считаю, что с определённой точки зрения всё в мире настроено правильно, чётко и без сбоев работает, ничего лишнего в нём нет. Да, с точки зрения социальной справедливости и безопасности мир видится нам очень несовершенным, и в нём действительно присутствуют страдания, неравенство и ещё много чего неприятного для живущих в нём. Но с точки зрения интересов Высших Сил, в том числе и наших Душ, всё создано верно и функционирует безупречно.

Уверен, что те из людей, кто находятся на последних этапах Пути, могут принимать всё существующее без значительного внутреннего неприятия (относиться с состояниями близкими к так называемой безусловной любви) не потому, что они удерживают эти состояния волевыми усилиями, а именно потому, что им открылись детали устройства мира и человека. «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (Шекспир). Чем ближе к Истине человек, тем большее ему открывается — в сознание раз за разом приходят новые понимания, которые снижают степень внутреннего неприятия к существующему.

Каждое новое осознание изменяет мировоззрение, и постепенно вслед за этим в человеке меняется всё — мышление, эмоциональность и поведение (эзотерическим языком — ментальный, астральный и физический уровни). От того, каковы у человека мировоззренческие настройки в немалой степени зависят ментальная, эмоциональная и поведенческая окраска человека. Даже если мы сможем своим контролем успешно удерживать те внутренние состояния, которые кажутся нам верными, и гнать то из внутреннего, которое считаем неправильным, всё равно где-то глубоко внутри будут протекать состояния полностью соответствующие нашему нынешнему мировоззрению.

Тем, кто хочет, чтобы в мышлении и эмоциональности было меньше неприятия, конечно же, желали бы получения сокрытого пока о мире, но это не происходит по взмаху волшебной палочки. У изменения мировоззрения есть свои закономерности. Какие факторы влияют на получение новых осознаний, по каким критериям можно оценить их качество, как выстраивать работу над собой когда их нет? Об этом и многом другом будет далее.

2. Факторы влияющие на изменение мировоззрения.

Мировоззрение изменяется в двух «направлениях» — в ширину и в глубину.

В ширину — это развитие эрудиции, сбор информации об интересующем во внешних источниках. Для работы над внутренним миром этот способ тоже нужный, ведь и количество может перейти в качество, и разносторонняя информация может привести к выявлению противоречий в разных концепциях, что будет способствовать появлению новых вопросов. А вопросы это поиск, без которого не будет прихода новых качественных осознаний.

В глубину — это и есть, в общем-то, эти самые новые осознания. Это уже не накопление информационного материала, а изменение настроек мировоззрения. Насколько понимаю, глубинно взгляды меняются тоже двумя способами.

О первом. Взгляды на жизнь определяют многое в человеке — не только ментально-эмоционально-поведенческие изменения, но и соотносятся со степенью эгоичности, самости. При взрослении каждого человека эгоичность сначала увеличивается, а затем при наличии определённых условий может и ослабевать. Её увеличению и убавлению соответствуют и изменения в понимании себя, своего места в мире и способов взаимодействия с ним. И так как при взрослении эгоичность (и соответствующие взгляды) у всех без исключения людей сначала нарастает, то можно говорить о том, что это неосознанный процесс не требующий приложения стараний. Итак, первый способ глубинного изменения мировоззрения — неосознанный. Он, конечно же, у разных людей протекает со множеством различий и тонкостей, но схема одна — изменения происходят «сами по себе».

А второй глубинный способ изменения мировоззрения уже осознанный. На определённых этапах Пути у человека появляется нечто большее эгоичности — совесть, нравственность, духовность, человек добровольно начинает считаться с интересами окружающих. Вместе с этим появляются и соответствующие взгляды — настройки в мировоззрении тоже изменяются. И если при первых духовных изменениях это тоже неосознанный процесс «сам по себе», то потом он уже характеризуется частичной управляемостью — человек может способствовать изменениям мировоззрения либо препятствовать им. Как способствовать? Что нужно делать для появления осознаний качественно изменяющих внутренний мир?

Нужен поиск, сбор информации во внешних источниках. Возможность получения информации для многих ступеней уже предусмотрена в жизни. К нужной информации, что называется, «подведут». Вопросы неизбежно появятся, ведь информация не во всём одинакова — станут видны противоречия в изученном, многое будет непонятно. А будут вопросы — будут и ответы.

Открытость сознания приходу нового это тоже способствующий фактор. Открытость — это настрой на восприятие нового, пауза без активности сознания. Это в общем-то происходит спонтанно во время обдумывания — думы в какой-то момент приостанавливаются, и наступает пауза с настроем на восприятие.

Плюс к этому необходимо отсутствие жёсткой убеждённости в каких-либо своих взглядах, ведь если мы очень убеждены, то новое, которое может быть несколько иным, уже не придёт. Нужен настрой вроде «что-то понял, но нет гарантии, что понял всё полностью, точно и безошибочно».

При этом нужна и терпеливость, ведь изменение мировоззрения процесс очень длительный — каждое новое качественное осознание приходит после проживания какого-либо этапа Пути. Можно сказать, что новое осознание начинает этап, а следующее придёт в начале другого этапа. Отсутствие терпения — это жёсткий подход, желание своё «я» поставить на первое место в этом процессе, «рулить» вместо Тех, кто организовал процесс. Как бы сильно мы не хотели, но всему своё время — будет пройден до конца какой-то жизненный этап, уже после придёт новое. Это по той же схеме, что и у ищущих просветления : «для его получения не нужно хотеть его». Речь о жёсткости желания — если оно слишком сильное, то оно может быть рассогласованным с тем, что можно назвать Высшей Волей, ведь человеческий опыт организован извне нашего мира некими Силами. Жёсткое желание получить — это может стать и борением с Ними. Нужно учиться чувствовать ветер и настраивать под него парус, а не тратиться на своё жёсткое «я хочу». Нужна схема «хочу получить, делаю для получения, терпеливо жду момента получения».

Возможно, что слова о неких Организаторах кому-то покажутся чепухой. Отвечу на это известными словами — хочешь познать мир, познай самого себя. Многие открытия приходят при очень внимательном изучении своих внутренних процессов, конкретно в этом случае — процессов появления новых осознаний. Когда это происходит многократно и тонкости этого процесса уловлены, то это приводит к определённым выводам. Об этом подробнее обязательно будет позже.

Дополнением к этому будет то, что изучение своих внутренних состояний тоже приводит к новым осознаниям. Нужно быть внимательным исследователем своих эмоциональности и ментальности — в них тоже очень много тонкостей и деталей.

Подводя итог, перечислю факторы способствующие приходу нового в мировоззрение : поиск, сбор информации, который приводит к возникновению вопросов, открытость новому, отсутствие жёстких убеждений, терпение, внимательное исследование своего внутреннего мира. Их не следует рассматривать как некие правила, к этому постепенно приходишь по мере практики познания.

Ну и обязательно имеет смысл упомянуть, что мировоззрение не у всех людей динамично изменяется. Тогда необходимо ещё большее терпение. Из-за его недостатка, из-за желания быстрых результатов кто-то экспериментирует с различными техниками или ищет принадлежности к какому-либо духовному течению. Каждый будет по-своему прав. Да и если человеку кармически суждено прожить какой-то опыт, то он интуитивно к нему придёт. Позже изложу своё мнение о различных техниках и обращу внимание на ту, которая существовала всегда, но которую часто упускают из-за того, что внешне она очень похожа на обыденную жизнь, хоть в ней и очень большой акцент на внутренней работе.

3. Критерий верности новых осознаний.

Из Википедии : Майя — философское понятие иллюзии в индийских религиях. Ма́йя (санскрит, माया,  māyā, букв. «иллюзия», «видимость») — понятие в индийской философии, особая сила, или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений[.

Майя — иллюзия об устройстве мира. Это все заблуждения о существующем, которые возможны в сознании человека. При приближении к Истине Майя в сознании человека ослабевает, потому как при приближении происходит постепенное проникновение в сознание верного миропонимания, осознание за осознанием.

Так по каким признакам можно определить приближает ли оно нас к Истине? По снижению внутреннего неприятия, то есть по увеличению Любви. Любви, которой живут находящиеся на завершающих этапах Пути. Не важно какой религией живёт человек или даже он не принадлежит к какой-то из них, но по мере приближения к Истине в человеке пробуждается и увеличивается Любовь.

Если мы проследили, что новое осознание помогло нам избавиться от какого-то внутреннего неприятия, значит такое осознание можно считать верным. И это без внимательного исследования своего внутреннего мира, конечно, не увидеть.

О Любви, несомненно, нужно поговорить отдельно, как и о Душе, в которой и есть доступная для человека Истина. Что под терминами «Любовь», «Душа», «Истина» подразумевается на сайте — об этом и другом в следующей главе.

4. Концепция о Мироздании.

Человек взаимосвязан со всем существующим, каждый из нас является частью большого Организма. Для большей эффективности работы над своим внутренним миром без рассмотрения устройства Мира никак не обойтись, ведь очень многое в человеке связано с рассогласованностью своей воли и Волей Высшей.

Что здесь подразумевается под термином «Высшая Воля»?

Из разных концептуальных вариантов устройства Мира мне ближе тот, что он создан. То есть существует Создатель, у которого появилась некая причина для создания Мира. Об этом говорят авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам), ведическая религия, встречается в эзотерике. По форме они разные, но по сути и при глубоком рассмотрении схожи.

Итак, у Создателя есть цель, интересы появления всего существующего, в соответствии с целью и имеется программа творения. Как разработчик создаёт какую-нибудь компьютерную игру с чётко работающей программой, которая служит для реализации целей разработчика, так и Мир создан и существует по некой программе, которую можно назвать Законы Мироздания. Эти Законы, в общем-то, и есть реализующаяся Высшая Воля. Законы Организма, в котором человек является очень маленькой клеткой. Как клетка зависит от «центра управления» организмом, так и человек зависит от Высшей Воли. В соответствии с Законами Мироздания всё и происходит.

Чуть отклонившись от изложения о глобальном, оговорюсь, что хоть существующее видится нам неправильным из-за наличия в нём несовершенств и лишений, и может появиться впечатление, что либо Создатель никудышен и допустил какой-то сбой программы, либо равнодушен или зол, но не стоит спешить с выводами. От таких выводов лишь неприятие, а от него соответствующие последствия.

Что можно сказать о Создателе?

Его называют Непроявленное. Под этим подразумевается, что Он проявил мир, а сам находится вне созданного, вовне Системы.

Его называют Непознаваемое — То, что невозможно познать, или То, о чём нельзя что-либо с точностью сказать. Имеется ввиду, что познающие находятся внутри Системы, дальше неё заглянуть нет возможности. Но, хоть, Создатель и непознаваем, но некоторые выводы о Нём всё же можно сделать.

Если всё существует по неким Законам, то у Него есть определённая цель и интересы, значит Он является Сознанием, у Него есть своё «Я» и инструментарий, благодаря которому и стало возможно сотворение Мира. И Его энергия это Любовь, потому как созданное подпитывается Его энергией, которая непрерывно течёт через всё существующее, в том числе и через людей. У находящихся в конце Пути, в последних инкарнациях, человеческого несовершенства становится меньше, и у них появляется возможность почувствовать Его энергию в неискажённом виде — они живут Любовью. У большинства людей поток Любви превращается в многообразие эмоций, но чем меньше воздействие Майи, тем поток чище. В эзотерической литературе предполагаемая формула создания это «мыслеобраз + энергия». То есть для сотворения нужен чёткий образ в сознании и необходимое количество энергии. Создатель проявляет Мир и постоянно подпитывает его своей энергией, Любовью. Отсюда и фраза «Он есть Любовь».

Для понимания процесса творения надо рассмотреть и фразу «Вначале было Слово, Слово было у Бога, Слово было Бог». В таком виде фраза появилась после перевода с греческого языка, по-гречески «слово» это «логос». Тогда фразу можно рассмотреть уже как «Сначала был Логос, Логос был у Бога, Логос был Бог». Логос — первое, что появилось при создании мира, первая вселенская структура. О Логосе упоминалось ещё до появления христианства, поэтому рассматриваемая фраза не совсем христианская. Изучим её детальнее. «Сначала был Логос» — это о том, что он первое появившееся. «Логос был у Бога» — Логос наиболее близок к Создателю, всё остальное в созданном последовательно «отдаляется» от Него, энергетика каждого последующего сотворённого уровня всё больше отличается от энергии Создателя. «Логос был Бог» — это о том, что называется единосущностью Создателя и Логоса. Они — одно. Насколько могу судить, в рамках христианской концепции это понять сложно, но если рассмотреть их единство с приложением эзотерической литературы, то противоречия в том, что Создатель вне созданного , а Логос внутри, но они одно, уже нет. В эзотерической литературе есть термин «астральный двойник». Это нефизическое «продолжение» человека. Для большего понимания приведу пример. Если человек с определёнными способностями находится в одном месте, но переносит своё внимание в другое, то он может воспринимать происходящее там или даже воздействовать на что-либо находящееся в том месте. Это происходит именно через астрального двойника. И он имеется у каждого человека, но осознанно и эффективно его использовать могут люди имеющие способность к этому. Куда направлено наше внимание, там и наш астральный двойник. У людей без способностей астральный двойник тоже воздействует на окружающее, но неосознанно. Например, если мы с неприятием относимся к какому-либо человеку, то он может подсознательно почувствовать это, так как наш астральный двойник будет воздействовать на него не так, как мы общаемся с ним, а в соответствии с нашим внутренним отношением. Подводя итог об астральном двойнике, выделим его необходимые качества для понимания единосущности Создателя и Логоса. Первое — куда направлено наше внимание, туда и направляется наш астральный двойник, второе — через него происходит воздействие. Как человек един со своим астральным двойником, так и Создатель един с Логосом. Логос — это «продолжение» Создателя в созданном. Внимание Создателя направлено в созданное и через Логос Он реализует задуманное.

В дополнение к этому можно рассмотреть концепцию о Троице. Из неё следует, что Бог один, но Он троичен — в трёх Лицах — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог- Святой Дух. Цитата по ссылке :

Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца

Здесь как раз о том же, о чём излагалось выше. Бог-Отец это Создатель. Бог-Сын это Логос (в христианстве есть о тождестве Христа и Слова-Логоса, Иисус — человеческий аспект, Христос — божественный аспект), а Святой Дух — это энергия Создателя, Любовь, она «предвечно исходит от Бога-Отца», направляется через Логос во всё созданное. Ещё одна цитата из ссылки :

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица по существу и свойствам совершенно равны между собой. Христос — Единородный Сын Божий, рождён «прежде всех век», «свет от света», вечно с Отцом, «единосущен Отцу». Всегда был и есть Сын, как и Святой Дух, Через Сына всё сотворено; «Им же вся быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть». Бог-Отец всё творит Словом, то есть Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Отец никогда не был без Сына и Духа Святого: «Прежде нежели был Авраам, Аз есмь».— Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. – СПб., 1868.

То есть, если взглянуть поглубже, то споры между иудаизмом с исламом и христианством о том, один Бог или тройственен, в общем-то, отпадают.

Продолжим. Итак, Создатель проявляет Мир, первым в нём появляется Логос, через которого в Мир течёт энергия Создателя и реализуется творение — появляются многочисленные новые миры (уровни Мироздания). Новые миры по качеству можно разделить на три группы : божественные, ангельские и человеческие. Аналог из Агни-йоги — огненные, тонкие и плотные. Или христианское : «Дух-Душа-тело» (миры Духа, миры Души, миры тела).

Вот мы и подошли к понятию о Душе. Под термином «Душа» в разных концепциях подразумевается отличающееся. Изложу то, как понял. И это не призрак и не шарик света. Сознание человека эгоично, а эгоичности свойственна центричность — людям легче считать, что Душа является придатком человека, нежели признать свою вторичность — что человек является малым фрагментом (одной из частей) Души.

Как можно увидеть из вышеприведённых аналогий «Дух-Душа-тело», миры «огненный-тонкий-плотный», «божественный-ангельский-человеческий», Дух находится в божественных мирах, Душа в тонких-ангельских, а человек в мире плотном (физическом). Как человек является одной из инкарнаций Души, так и Душа — это одна из инкарнаций Духа. То есть Душа божественна и «нисходит» из божественного мира в тонкий для последовательного проживания инкарнациями всего человеческого опыта, этап за этапом, от первого до последнего. Через инкарнации проделывается некая работа, через которую и реализуется цель Создателя, это вселенская функциональность человечества. О том почему инкарнации последовательны и почему проживаются все этапы человеческого опыта опишу отдельно исходя из закономерностей цикличности и тонкостей изменения мировоззрения.

Душа как инкарнация Духа это существо тонкого мира имеющее своё сознание и логично, что имеет тонкоматериальное тело. Существа из эзотерических ченнелингов (Михаил, Крайон, Сетх) это и есть Души. Они через контактёров рассказывают, что жили человеческими жизнями, описывали их. Люди в ченнелингах именуются фрагментами, то есть составными частицами этих существ тонкого мира. Они (Души) в свою очередь являются фрагментами существ из ещё высших миров, это уже о Духе.

Как соотносится эзотерическая концепция о семи телах, семи структурах человека с троичностью Дух-Душа-тело и вышеприведённым пониманием Души?

  • физическое тело
  • эфирное тело
  • астральное тело
  • ментальное тело
  • каузальное тело
  • буддхическое тело
  • атмическое тело

С физической и эфирной структурой всё понятно. Эфирная это энергетический двойник физического тела человека, которая поддерживает в нём жизнь. Тонкому миру соответствуют астральная и ментальная структура человека. Это эмоциональность и ментальность человека. Но это не Душа, а структуры связи человека с Душой. Душа находится в тонком мире и через астральное и ментальное «тела» связана с человеком находящимся в физическом мире. У Лазарева СН они называются человеческой частью Души, по моему мнению очень адекватный и удобный для использования термин. Кстати, не совсем определился с каузальным «телом». Оно причинное, кармическое. Возможно, что оно соответствуют тонкому миру и вместе с астральным и ментальным тоже является структурой связи с Душой. А будхическое и атмическое «тела» это уже точно структуры связи с Духом, потому у большинства людей они не развиты, ведь ближайшая связь у человека происходит с Душой.

Душа находится в тонком мире, в ангельском. В нём происходит контакт Души с ангелами. Именно отсюда происходит искушение человека — тёмные обитатели ангельского мира воздействуют на человеческую часть Души провоцирующими эмоциональными или ментальными импульсами, и если человек начинает развивать их, то есть эмоционировать или думать с неприятием, то тёмные подпитываются такой энергией. При этом человек чувствует потерю сил и может накапливать неприятие, его энергетика может темнеть. Если неприятия в человеческой части Души накопится очень много, то возникнет риск проникновения тёмной энергии в Душу. Тогда срабатывают защитные механизмы сохранения Души — у человека либо появятся неприятности, верно прожив которые можно уменьшить неприятие (увеличить любовь), либо возникнут проблемы со здоровьем, либо человек вовсе прекратит инкарнацию, если уровень неприятия станет критическим. Детально о последствиях нашего неприятия обязательно будет позже.

Теперь об Истине. Она — это максимально достоверная информация о существующем. Истину о Мироздании можно воспринять лишь на высших уровнях, достоверная информация без искажения доступна в божественных мирах. Но здесь на сайте я буду оперировать термином «Истина» в несколько ином понимании. Человек находится под влиянием Майи-иллюзорности, его картина мира недостоверна на протяжении почти всего Пути. Лишь в последних инкарнациях влияние Майи ослабевает, потому что человек сознанием приближается к Душе. Чем ближе к ней, тем всё больше достоверного понимания о нашем мире проникает в сознание. Ведь Душа находится «над» человеческим опытом, она в тонком мире, у неё полная и достоверная информация о нашем мире. Скорее всего, у неё есть Майя её уровня и ей не всё достоверно известно о Мироздании, а о нашем мире информация без искажений. Здесь на сайте под термином «Истина» и будет подразумеваться достоверность доступная Душе и на определённых этапах нашего Пути постепенно открывающаяся нам.

Пока, пожалуй, всё о Любви, Душе и Истине, в общих чертах. Дальше надо рассмотреть о цикличности и её закономерностях, и о тонкостях изменения мировоззрения, о правоте. И на первый взгляд может показаться, что эти темы умозрительны, лишь отвлечённая философия, но на самом деле они имеют большое влияние на выбор методик работы над собой и помогают избежать серьёзных ошибок в этом. Информация о цикличности и правоте мало затрагивается в концепциях духовного развития, и хоть она и непроста с первого взгляда, но из неё можно сделать немало выводов, которые будут способствовать очищению сознания и увеличению Любви.

5. Цикличность.

Наша жизнь состоит из процессов. Сама жизнь это процесс. Даже всё Мироздание это не только форма, но и Процесс. А процессы цикличны. Это их общее свойство — они начинаются, развиваются, достигают максимума, после чего начинается фаза убывания приводящая к завершению процесса. Затем процесс может продолжиться в следующем цикле по той же схеме.


Это цикл схематически. «Точка минимума — фаза возрастания — точка максимума — фаза убывания — вновь точка минимума». Несколько циклов — уже спираль.

Она же (это несколько циклов процесса), но математический «вид сбоку» — синусоида.

Всё в существующем циклично, потому что существующее состоит из процессов. От микроскопических, до макроскопических. И цикличность даже влияет на внешний вид космических явлений. К примеру, планета вращается вокруг звезды : каждый год это цикл, а несколько циклов вокруг звезды с учётом того, что звезда тоже движется — уже спираль.

Или спиральные галактики. Галактики, конечно, бывают разных видов, но спиральная это с чётко сформировавшимся видом.

О цикличности есть в космологии индуизма : Согласно индуистской космологии вселенная циклично создаётся и разрушается. Продолжительность жизни Брахмы, творца нашей вселенной, составляет 100 «лет Брахмы». Один день жизни Брахмы называется кальпа и равняется 4,32 млрд лет. Каждую кальпу Брахма, одного за другим, создаёт 14 Ману, которые по очереди правят этим миром. Жизнь каждого Ману (манвантара) состоит из 71 чатур-юги. Кальпа состоит из 1000 маха-юг, каждая из которых состоит из 4 (юг): СатьяТретаДвапара и Кали[1]. После смерти одного Ману, Брахма создаёт следующего, и так цикл продолжается до того момента, пока день Брахмы не заканчивается и все 14 Ману и вселенная уничтожаются. Когда наступает ночь, Брахма ложится спать и спит на протяжении 4,3 млрд лет, то есть ровно столько, сколько длится его день. Следующим утром Брахма создаёт ещё 14 Ману в той же последовательности, что и в прошлый раз. Этот цикл длится 100 божественных лет, по истечении которого Брахма погибает и потом вновь создаётся новый Брахма[1]. Брахма — это Логос, о котором уже описывалось здесь. Проявленный «астральный двойник» Создателя.

Про цикличность было и в христианской философии — Ориген утверждал это. Цитата из Википедии : Ориген завершает раннее сравнительное, апологетическое христианское богословие, выступавшее уже как система — это выражается в его полемическом труде, озаглавленном «Против Цельса», в изучении Библии, в толковании им религиозных памятников с использованием учения гностиков и неоплатоников, особенно учения о Логосе:

  • Бог — это действующее Провидение;
  • Христос является образом Бога Отца: «Спаситель наш есть образ невидимого Бога Отца: по отношению к Самому Отцу Он есть истина; по отношению же к нам, которым Он открывает Отца, Он — образ, чрез Который мы познаём Отца»;[11]

Перечень сочинений Оригена включал около 2000 «книг» (в античном смысле слова, то есть частей). Философия Оригена — стоически окрашенный платонизм[12]. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, Ориген вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии:

  • «телесном» (буквальном)
  • «душевном» (моральном)
  • «духовном» (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение[12]. Выработанная Оригеном система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у Оригена, например, впервые встречается термин «Богочеловек»). Эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени, или апокатастасисе, которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости в конечном счёте спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей, всех демонов и даже самого Сатану[12].

Позднее его признали еретиком : Епифаний Кипрский, убеждённый противником Иоанна Златоуста епископом Александрийским Феофилом[17], напротив, видел в Оригене источник всевозможных ересей и ок. 375 г. подверг его «вольнодумство» систематической критике. Выполненный в конце IV века Руфином перевод на латынь оригеновского трактата «О началах» вызвал ожесточённый спор с блаженным Иеронимом (который поначалу называл Оригена величайшим богословом со времён апостолов). После антиоригеновских выпадов Иеронима ортодоксальные богословы резко осуждали Оригена за еретические мнения (учение об апокатастасисе). То есть о циклическом существовании созданного. В одном из современных комментариев встречал, что повторение существования всего созданного это глупость, так как нет смысла в точно таком же повторении. Но такое суждение поверхностно, ведь повторение «по тем же принципам и закономерностям» это совсем не «точно такое же».

Но вновь «ближе к теме». Душа нисходит из божественного мира в тонкий — начинается последовательность инкарнаций. И каждая инкарнация это цикл. От первой инкарнации до последней — последовательность циклов, синусоида, которой Душа последовательно и постепенно проживает все этапы человеческого опыта. От первой инкарнации до последней весь цикл — минимум эгоизма, его постепенное увеличение в фазе возрастания, достижение максимума эгоизма, после чего его постепенное уменьшение в фазе убывания и его исчезновение при завершении человеческого опыта. По завершении цикла Душа возвращается в божественный мир.

Часть всего этого цикла от точки максимума эгоизма до точки минимума, то есть фаза убывания — это библейская лестница Иакова, по которой этап за этапом происходит духовное восхождение. Это лестница к Душе, с каждой ступенью в которой Майя-иллюзорность постепенно уменьшается, а на последних ступенях человеческое сознание наполняется мудростью и любовью, появляется возможность для сознания «заглядывать» в Душу, а в завершении происходит его слияние с ней — эгоичность исчезает, человеческий опыт заканчивается.

С определённой точки зрения жизнь и духовное развитие человека могут не выглядеть последовательными. Ведь бывают взлёты и падения, духовные достижения и срывы. Но если рассматривать всё с точки зрения развития мировоззрения, совести, уменьшения эгоизма, то видна именно последовательность.

Лучше рассмотреть на примере. У человека появились совесть, нравственность, и они увеличиваются — это рост. Но наступает неизбежное следствие этого — человек начинает осуждать людей безнравственных, он наполняется неприятием, которое может выразиться в их презрении и ненависти, в чувстве превосходства над безнравственными, в горделивости, в желании избавить мир от них, которое может реализоваться даже в убийстве. И это выглядит явным духовным падением, срывом. Но это те же этапы роста — мудрость в сознании будет постепенно увеличиваться, благодаря чему будут преодолеваться подобные ошибки. С каждой ступенью в лестнице к Душе в сознании будут изменяться настройки — постепенно и последовательно человек будет осознавать новое, это будет изменять его мировоззрение, мышление, эмоциональность и поведение. Каждая ступень в лестнице к Душе — это новое осознание, новая его настройка.

Как именно изменяются настройки будет далее. Рассмотрим такое качество человека как правота.

6. Правота.

Итак, при обновлении мировоззрения (при получении качественных осознаний) постепенно изменяются мышление, эмоциональность и поведение — обновляются внутренний мир и поведение человека. В общем-то, оттого и называю обновляющие осознания «качественными», потому как они изменяют многое в человеке. Человек в своей жизни осознаёт многое, но не всё осознанное приводит к действительным изменениям. Понимание может увеличивать знание, расширять эрудицию, но не изменять мышление, эмоциональность и поведение. Качественные осознания изменяют человека по всей цепочке. Каждое такое изменение — новый этап.

На каждом этапе имеется соответствующая ему правота — убеждённость в чём-либо. Правота это то, что человек считает верным о себе, окружающих, жизни. Люди часто видят мир по-разному, поэтому спорят о чём-то, иногда не могут пройти мимо отличающегося от своего мнения, отстаивают свою точку зрения, испытывают отрицательные эмоции из-за невозможности доказать своё или положительные, если их точка зрения «взяла верх» . И так происходит именно из-за этого свойства человека — правоты.

Она не неизменна. Сначала мы считаем верным одно, позже мы осознали что-то новое, и верным стало немного другое — правота уже изменилась.

Не у всех людей мировоззрение обновляется динамично, но те, кто получали новые осознания часто, имеют возможность увидеть и закономерности смены правоты. Рассмотрим их детальнее.

Мы имеем определённые взгляды на каждом этапе, соответствующую им правоту. И сначала нет никаких сомнений в наших представлениях о жизни — мы уверены в своём понимании. Но по разным причинам сомнения начинают появляться. Возможно, в споре оппонент указал на какие-то противоречия в наших аргументах, или его доводы показались весомее, или вовсе без какого-либо спора мы заметили, что что-то не сходится в наших взглядах — сомнения возникли. И наша убеждённость уже не является жёсткой. Начинается поиск — исследуем, анализируем выявляем в чём именно нестройность наших представлений, появляются вопросы. Ну а поиск это режим открытости сознания, готовность восприятия нового. И со временем ответ приходит — мы осознаём что-то качественно новое. И это новое обновляет нашу правоту, она уже становится несколько иной — состоялся переход на новый этап. Мы анализируем новое понимание, убеждаемся в его верности, наша правота укрепляется и постепенно вновь становится жёсткой — никаких сомнений не возникает. И так будет длительный период до тех пор, пока не придёт время перехода на следующий этап. Тогда правота вновь размякнет при появлении сомнений, начнётся поиск, произойдёт новое качественное осознание. И т.д.

В общих чертах схема выглядит так : появление новой правоты — её укрепление — возникновение сомнений — исчезновение прежней правоты при приходе нового осознания.

И если быть внимательным к тонкостям этого процесса, то замечаешь, что «возникновение» сомнений и «приход» осознания — слова точно характеризующие явление, оно происходит у нас в сознании в общем-то без нашего контроля. Не по нашему желанию, а вдруг и неожиданно появляются сомнения, которые размягчают нашу сложившуюся картину мира. И уж тем более осознания — они действительно появляются в сознании, ответ на вопросы проникает в него, не мы рождаем его, мы не знаем каким он будет, и когда он будет. Раз за разом при появлении новых взглядов убеждаешься в том, что это проникающий импульс извне, что не мы авторы и хозяева этого процесса.

И если качественные осознания происходили часто, то на определённых этапах можно убедиться в том, что они постепенно увеличивают любовь. На что-то была реакция неприятия, но после какого-то осознания видишь, что неприятие эмоционально ослабло, что мысли о нём уже не столь категоричны. А позже понимаешь ещё что-то, ещё — и уже нет неприятия. Видя такую последовательность обновления сознания вновь убеждаешься в чёткой организованности процесса. Людей ведут от этапа к этапу.

Далеко не на всех этапах увеличивается любовь, это происходит на множестве завершающих этапах. А в начале Пути фаза возрастания эгоичности. Она развивается тоже осознаниями, которые качественно изменяют мировоззрение (а вслед и мышление-эмоциональность-поведение). Осознания вроде «только мои интересы важны, мне безразличны интересы окружающих» или «я могу получить благо себе используя других» и подобные им увеличивают эгоичность. Но и эти этапы тоже нужны, они неотделимая и органичная часть всего человеческого опыта, всего Пути, всего цикла инкарнаций. Фаза роста эгоичности достигнет точки его максимума, после чего начнётся фаза убывания эгоичности.

Весь цикл инкарнаций Души аналогичен отдельной жизни человека : появление в мире — детский период — подростковый — взрослый — возрастной — старость — исчезновение из мира. От минимума эгоичности в инкарнациях к её максимуму, затем её ослабление. И всё это происходит сменой настроек в сознании человека, обновлением правоты.

Логично допустить, что человечество ведут по чётко отлаженным алгоритмам Те, кто находится вне человеческой системы, некие божественные Существа, кураторы человечества. Безотказно работающий конвейер — Души из божественных миров нисходят в тонкие, множеством инкарнаций проживают все этапы человеческого опыта, после чего вновь возвращаются в божественные миры. Тоже Цикл. Одни Души приходят, другие уходят — конвейер проживания человеческих этапов не прекращается. И человеческие этапы эти — этапы несовершенства. Потому и мир тысячелетиями несовершенен. Потому он по устройству своему и не должен стать совершенным. Именно таким он и нужен нашим Душам. Всё в мире правильно с этой точки зрения. При таком рассмотрении восприятие мира, жизни, человеческого несовершенства происходит уже при меньшем неприятии — с большей любовью.

Вот так «всего лишь» внимательно наблюдая за процессами в своём внутреннем мире, приходишь к восприятию мира с большей любовью. «Хочешь познать мир — познай самого себя». Внимательное исследование своего внутреннего мира приводит к ослаблению майи-иллюзорности, очищению сознания и потока любви.

Дальше детальнее рассмотрим выводы, которые можно сделать из выше описанного.

7. Выводы.

Многие люди считают, что наш мир должен быть другим, что должен быть лучше. Несоответствие в сознании двух моделей — реально существующей и более идеалистичной, порождает внутреннее неприятие. Каждый раз, когда мы встречаемся в жизни с какими-либо неидеальностями, мы можем испытывать, например, упрёки к Создателю. Или претензии к человечеству. Или осуждение людей несовершенных, наличие которых и делает наш мир неидеальным. Или ненависть к людям безнравственным и со слабо развитой совестью, которые «идут по головам», паразитируют на окружающих людях или загрязняют планету ради достижения своих целей. И ещё множество вариантов внутреннего неприятия возможны, если исходит из того, что мир неправилен.

Но это множество вариантов неприятия может ослабнуть или исчезнуть вовсе, если исходить из того, что мир создан не столько для того, чтобы человечество жило в идеальных условиях, а сколько в интересах наших Душ, которые из божественных миров приходят в тонкие ангельские, чтобы прожить в нашем мире все этапы человеческого опыта, от первого шага до последнего. И большинство этих этапов — этапы несовершенства. Одни Души заканчивают человеческий Путь, возвращаются в божественные миры, но постоянно приходят новые Души на смену ушедшим. И значит большинство человечества будет проживать этапы несовершенства, и наш мир будет соответственно тоже несовершенен. Он и должен быть таким постоянно несовершенным, пока наши Души имеют необходимость в проживании человеческого опыта. Мир, конечно, будет совершенствоваться в технологиях, культуре, в социальных аспектах, но принципиально он будет тем же — в нём будут условия для проживания всех этапов человеческого роста.

Мир уже правилен с этой точки зрения. Создатель не допустил какого-либо сбоя при своём замысле мира, его творении, Он не забыл о нашем мире и Мире в целом — всё чётко работает на всех уровнях созданной Им Системы.

И по большому счёту не существует неправильных людей, каждый святой был когда-то грешником. Каждая ступень в лестнице необходима, без неё не существует всей лестницы. Каков бы не был человек, как бы ужасно он не жил с нашей точки зрения, но он должен прожить свой этап, свою ступень в лестнице. Не прожив её он не станет более совершенным, и когда-нибудь он тоже закончит Путь наполненный любовью и мудростью. Все люди правильны с точки зрения соответствия параметрам одной из ступеней в лестнице к Божественному, к Душе.

При понимании этого многие виды неприятия исчезают или теряют интенсивность. Мы уже не осуждаем несовершенство окружающих, не презираем их, не противопоставляем себя и их, не смотрим с позиции превосходства и т.д. То есть Любви в нас становится больше. И к миру, и к людям.

Мы всё так же заботимся об адаптации к условиям мира, защищаем своё жизненное пространство, при необходимости конкурируем с окружающими и оберегаем своих близких, но при этом у нас уже мало внутренней агрессии. Да, защита своего жизненного пространства подразумевает и конфликты, даже проявление внешней агрессии, но становится очевидным, что это можно делать и без наличия агрессии внутренней. Оказывается, что это вполне возможно — на внешнем уровне использовать методы адекватные возникающим проблемным жизненным ситуациям, а на внутреннем совсем не обязательно сопровождать это внутренним неприятием. Впервые встретил об этом в книгах Лазарева СН, в них это называется «жизнь в двух режимах» — внутри с любовью, а снаружи защита своих интересов. Рекомендую ещё раз по возможности ознакомится с его исследованиями. У него прекрасно рассмотрена библейская заповедь » если тебя ударят по левой щеке- подставь правую» — это как раз о возможном отсутствии внутренней агрессии.

Продолжим. Когда мы понимаем, что на каждом этапе Пути имеется своя правота, соответствующие этапу мировоззренческие установки, которые регулируется Свыше, тогда у нас уже заканчиваются попытки переделать окружающих, сломать их под свои представления о том, каков должен быть человек. Можно о чём-то ненавязчиво намекнуть человеку, но не давить на него если становится заметно, что наше ему не близко. «Каждый человек прав по-своему». Жёсткие попытки переубеждать, спорить, доказывать единственную верность своей точки зрения, навязывать свою правильность, критиковать или осуждать представителей других этапов — это и подобное постепенно перестаёт нами применяться. Истина одна, и каждая ступень к ней это какая-либо правота. И не всегда бывает, что наша правота ближе к Истине, как бы мы в этом не были уверены. Древнегреческая притча о Прокрусте давно известна человечеству — можно и не навязывать людям свои стандарты.

Далее. Так как имеется необходимость проживания каждого этапа Пути, и на каждом из них обязательно наличие несовершенства, и переход с этапа на этап регулируется Свыше, то у нас снижается внутреннее неприятие и к себе тоже, самобичевание и самоедство постепенно исчезают. Мы всё так же можем видеть своё несовершенство, искать способы его исправить, что-то делать для этого, но при этом ослаблением самобичевания увеличиваем любовь и к себе тоже.

К тому же, внутренне принимать себя такими, какие мы есть на текущем этапе — это не только ослабить агрессию к себе, но и агрессию к Тем, кто создал и регулирует «лестницу к Богу», кто ведёт человека от этапа к этапу по всему человеческому опыту. И отношение к себе меняется (снижается неприятие), и работа над собой становится уже несколько иной. Человек уже не считает, что от него самого всё зависит, потому не волевыми усилиями старается изменяться, а исследует какие факторы способствуют или препятствуют водительству Свыше. Но этому, конечно должно быть отдельное систематизированное описание.

8. Работа над собой.

Человечеством изобретено множество методик самосовершенствования. Несомненно и логично, что какие-то из них более эффективны и гармоничны. Но если мы исходим из того, что ничего лишнего в мире не существует, что вся «лестница» человеческого опыта состоит из ступеней, каждая из которых необходима, то мы признаём то, что неправильных методик работы над собой не бывает. Если мы исходим из этого, то у нас нет осуждения каких-либо методик, духовных течений или религий, и у нас нет ощущения превосходства используемой нами методики над другими духовными техниками. И мы уже не пытаемся навязать свои методы кому-либо, не позиционируем свой вариант развития как наиболее верный и не вовлекаемся в критику отличающихся от своего методов.

Но для общего обзора всё же опишу свою точку зрения о методах духовного развития, психологических основ их появления.

На каких-то этапах Пути человек живёт не вникая глубоко в устройство мира, ему вполне достаточно знать законы социума для успешной адаптации в нём. Ещё не пробудились совесть, нравственность, религиозность и т.д. Но в каких-то из инкарнаций на соответствующих этапах приходит время их пробуждения — человек констатирует появление у себя этих духовных качеств.

Вновь отмечу важнейшую деталь — не сам вырабатывает у себя эти зачатки духовности, а замечает, что они у него спонтанно появились. Как, например, атеист отрицающий Бога не может сам вырабатывать у себя веру в Него, потому как отрицает Его существование, или как человек считающий совесть и доброту слабостью не будет вырабатывать их у себя — так и не делает ничего человек для развития духовного у себя, потому как это ему чуждо. Чуждо потому, что не знает даже точно об этом, потому как не познал этого по-настоящему — ощутив это в своём внутреннем мире. Духовные качества пробуждаются не нами, не своими волевыми усилиями, а нас подводят к этапам их пробуждения.

Итак, у человека пробудились совесть, доброта, нравственность, и когда-то у него неизбежно появится желание их развивать. Сначала человек делает это самостоятельно, и чаще всего при этом применяются простейшие методы — изучение своего внутреннего мира наблюдением за ним, волевой контроль над внутренними состояниями, дисциплина своего поведения и т.д. Но на каком-то этапе человек замечает, что методик работы над собой существует множество, ведь у человечества опыт тысячелетий.

В разные эпохи люди могли замечать у более духовно пробуждённых различные признаки внутреннего развития — у них было больше любви и мудрости, какие-либо способности или даже возможность творить чудеса, молчаливость и умеренность в удовольствиях, отсутствие длительного сна и осознанные сновидения и т.п. Замечая у них подобные признаки не могло не возникнуть желания выработать подобное и у себя. Так появлялись методы, которые можно условно назвать техниками подражания — желающие получить такие духовные проявления волевыми усилиями или специально разработанными для этого упражнениями достигали появления у себя нужных внутренних состояний, особенностей поведения или каких-то способностей.

Такая методика неизбежно включает в себя необходимость сохранения достигнутого. Ведь если у тех, кому подражали, описанные духовные качества спонтанно пробудились на определённых этапах Пути, и нет необходимости удерживать их силой воли (они у них просто есть), то подражатели находятся на других этапах. У них не было спонтанного пробуждения этих качеств. И если они всё-таки добились волевыми усилиями или упражнениями появления у себя каких-то духовных качеств, то без волевого контроля или продолжения упражнений, эти качества ослабнут или исчезнут вовсе.

При методиках подражания неизбежно явление периодического «срыва вниз», «духовного падения», потому как волевой контроль не бывает безупречен. Ведь при цикличности фазы процесса обязательно меняются, противоположности чередуются — за периодом силы приходит период слабости, потом вновь время силы и т.д. Бывает слабость от болезни, слабость от стресса потери чего-то дорогого, слабость от низкого энергетического тонуса и т.д. Волевым контролем приходится удерживать те качества, которые спонтанно пробудятся на предназначенных для них ступенях «лестницы». Можно сказать, что акцент в таких методиках не на принятии с любовью себя и своего несовершенства, соответствующего текущей ступени, а на попытках имитации опыта более высоких ступеней.

Другой тип методик саморазвития связан с передачей опыта. Например, у человека уже пробуждены любовь, добродетель, некоторая мудрость. И ему дана способность видеть особенности внутренних энергетических процессов — видеть нефизические явления в своём организме. И он замечает у себя энергетический канал берущий начало в месте основания позвоночника, по которому поднимается или опускается энергия в зависимости от эмоциональных проявлений — при очень духовных состояниях энергия поднимается по этому каналу в сторону макушки. И тогда увидевший это решает, что очень важно удерживать эту энергию высоко, стараться избегать её понижения в канале, а главная цель — поднять её максимально вверх. Называет эту энергию «кундалини» .и разрабатывает упражнения для достижения этой цели.

Или другой пример. На завершающих этапах человеческого опыта у людей появляется способность, которая называется осознанное сновидение. У большинства людей эгоичность очень развита, а для эго опыт ограничен только рамками нашего мира. Во время сна сознание живёт в тонких мирах, но информация об этом при бодрствовании перекрыта. У людей же, которые находятся на ступенях большей связи с Душой, эгоичность уже ослаблена, благодаря чему появляется возможность видеть что происходит с сознанием после засыпания, видеть другие миры или даже действовать в них.

Либо получивший такую способность решил, что через её развитие достигается преодоление человеческого несовершенства и завершение Пути, либо узнавший о такой способности решил её развивать и достиг определённых результатов, но это не столь важно в общем-то. Просто теперь существует наработанная и систематизированная методика по получению способности осознанных сновидений. То есть способность не пробуждается спонтанно при достижении соответствующих ступеней, а нарабатывается упражнениями.

Методик самосовершенствования изобретено человечеством немало. Цель в общем-то одна — ускорить духовное развитие, поскорее преодолеть ступени роста или даже подняться на лифте минуя ступени. Или просто побыстрее сбежать из полного несовершенств и неприятностей мира. С моей точки зрения в этом есть немалая гордыня, ведь человек старается обойти закономерности восхождения по ступеням «лестницы к Богу», по которой человека ведут Свыше. Вместо того, чтобы увидеть эти закономерности, набраться терпения, принимать с любовью себя с неизбежными несовершенствами свойственными своей нынешней ступени, человек не «подстраивает парус под ветер», а пытается сам рулить восхождением. В этом рассогласованность человека с Высшим.

Но, повторюсь, что ничего лишнего в мире не существует. Если есть подобные методики, то они нужны для опыта каких-то ступеней — ненужных ступеней в лестнице нет.

В жизни изначально чётко отлажен процесс перехода человека со ступени на ступень и появление при этом качеств свойственных новой ступени. Дальше уже будет описание методики поиска согласованности человеческого с Божественным в том виде, как она мне представляется на данный момент.